Публикатор Публикатор

«Назад

Концепция по табаку

К О Н Ц Е П Ц И Я

осуществления государственной политики противодействия

потреблению табака на 2019 - 2022 годы

I.  Введение

Концепция противодействия потреблению табака на 2019 - 2022 годы  (далее - Концепция) соответствует  статье 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее – РКБТ). По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время потребление табака является ведущей причиной смерти (10% смертности взрослого населения – почти 6 миллионов смертей в год) и инвалидности в мире, представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и несет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономическими последствия. В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 300 тысяч до 400 тысяч граждан.

С потреблением табака связано развитие тяжелых хронических заболеваний, в том числе, рака и других онкологических заболеваний, болезней органов дыхания (хронической обструктивной болезни легких, эмфиземы, бронхитов) сердечно-сосудистых заболеваний (инфарктов миокарда, инсультов, атеросклероза, гипертонии), потери слуха, слепоты, катаракты. Его потребление также приводит к бесплодию, выкидышам и импотенции, другим тяжелым последствиям, инвалидности и смерти.

Федеральный закон от 23.02.2015       № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в котором осуществлен системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, заложен принцип непрерывности и последовательности их реализации.

В результате, распространенность потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации снизилась с 39,4 % в 2009 г. до 30,9% в 2016. В 2015 году выявлено резкое снижение распространенности потребления табака среди подростков 13-15 лет в 2 раза по сравнению с 2004 годом, в том числе курения сигарет в 2,7 раза, а количества потенциальных курильщиков в будущем – в 3,5 раза. Кроме того, в 2 раза снизилась распространенность пассивного курения дома, а в общественных местах – в 2,5 раза. В среднем в 2 раза снизилась доступность табачных изделий. Также увеличилась поддержка подростками запрета курения табака внутри закрытых общественных мест, увеличилось воздействие антитабачной рекламы и осведомленность подростков о вреде табака.

В то же время, показатели распространенности потребления табака все еще остаются высокими. Потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением, в среднем составляют у мужчин 9 лет, у женщин 5,6 года. С учетом потерь лет потенциальной жизни или непрожитых лет вследствие преждевременных смертей от всех причин, связанных с курением, упущенная выгода в производстве ВВП составляет около 2% ВВП.

В связи с этим требуется принятие дополнительных мер, направленных на снижение потребления табака и непрерывная реализация принятых.

Установленные темпы роста ставок акцизов, несмотря на поэтапное повышение налога на табачные изделия, не позволили достигнуть установленного целевого ориентира – достижения среднего уровня налогообложения среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения, который составляет не менее 2,38 доллара на пачку сигарет. В 2017 г. в России минимальная ставка акциза на пачку сигарет составляет 42,46 рубля, что препятствует дальнейшему сокращению количества потребителей табачной продукции и связано с недостаточной реализацией потенциала ценовых и налоговых мер предыдущего этапа (2010-2015 годы).

Кроме этого, также важна успешная реализация мер по предотвращению незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, которая зависит от внедрения механизма, предусмотренного Протоколом о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, выработанного странами-участницами РКБТ.

Таким образом, в Российской Федерации в целом созданы условия для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма путем реализации мер, направленных на снижение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека, которые в настоящее время требуют своего развития.

 

II. Цель Концепции

Целью Концепции является снижение распространенности потребления табака среди населения до 25 процентов к 2022 году и создание условий для дальнейшего устойчивого снижения уровня распространенности потребления табака среди населения Республики КАЛМЫКИЯ

 

III. Задачи

Снижение распространенности потребления табака среди населения Республики Калмыкия  на 5 процентов, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами;

Профилактика распространения новых форм и видов табачных изделий, в том числе таких, которые потребляются путем вдыхания аэрозоля или пара

Повышение осведомленности населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака, в том числе повышение заметности и эффективности предупреждений о вреде потребления табака для здоровья путем введения требований к размеру и цвету потребительской упаковки, недопущение размещения на потребительской упаковке информации, стимулирующей продажу и потребление табака.

 

IV. Основные принципы реализации Концепции

Реализация Концепции основывается на следующих основных принципах:

главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, признание права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма;

приоритетность защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности;

системный подход при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака;

международное сотрудничество и взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, представителей бизнеса и граждан, не связанных с табачными организациями;

информационная открытость и независимость оценки результатов реализации Концепции (в том числе с участием представителей гражданского общества и международных организаций);

незыблемость и недопущение ослабления принятых мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность в реализации мероприятий, направленных на снижение потребления табака.

 

V. Меры, направленные на защиту государственной политики противодействия потреблению табака

Существует коренной и непримиримый конфликт между интересами табачной промышленности и интересами политики в области общественного здравоохранения.

Многочисленные международные данные свидетельствуют об использовании табачной промышленностью широкого арсенала стратегий и тактик с целью вмешательства в разработку и осуществление антитабачных мер.

Необходимо максимально оградить разработку и осуществление политики общественного здравоохранения по борьбе против табака от влияния табачных организаций.

Мерами, направленными на защиту государственной политики противодействия потреблению табака от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачных организаций, являются:

недопущение установления органами государственной власти любых партнерских отношений с табачными организациями и преференциального режима для табачных организаций, в том числе недопустимость их субсидирования и льготного кредитования юридическими лицами с государственным участием;

денормализация и регулирование деятельности, характеризуемой табачными организациями в качестве «социально ответственной», включая деятельность, называемую «корпоративной социальной ответственностью»;

недопущение возникновения конфликта интересов у государственных служащих, в том числе путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации или разработки и утверждения нового документа, с целью установления правил поведения государственных служащих и требований к их поведению при взаимодействии с табачными организациями и лицами, продвигающими интересы табачных организаций;

установление административной ответственности за нарушение порядка взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями;

введение запрета на участие в каких-либо комитетах или консультативных группах при органах государственной власти, а также при комитетах и рабочих группах общественных палат, формирующих или осуществляющих политику в области борьбы против табака или общественного здравоохранения, представителей табачных организаций или лиц, представляющих их интересы;

введение для табачных организаций и юридических лиц, получающих от них финансовую помощь, обязанности по представлению информации о затратах на маркетинг, доходным статьям и любому другому виду деятельности, включая лоббирование, благотворительность и пожертвования на другие виды деятельности;

введение ответственности табачных организаций и юридических лиц, получающих от них финансовую помощь, за непредставление информации, которую они обязаны предоставлять, а также за предоставление ложной и вводящей в заблуждение информации;

информирование населения об использовании табачными организациями отдельных лиц, групп «прикрытия» и связанных с ними организаций, которые открыто или завуалировано действуют от лица табачных организаций или в их интересах.

 

 

VI. Меры, направленные на снижение потребления табака

 

Ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак

Повышение цен на сигареты и другие табачные изделия ведет к сокращению числа граждан, потребляющих табак, и к сокращению количества потребляемого табака теми, кто продолжает его потреблять.

Меры по увеличению акцизов на табачную продукцию и установлению минимальных розничных цен на указанную продукцию крайне эффективны и выгодны для государства, так как способны не только серьезно повлиять на снижение распространенности потребления табака, тем самым уменьшив затраты на ликвидацию медико-социальных последствий, связанных с потреблением табака, но и увеличить налоговые поступления в бюджет страны.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, ставка акцизов на сигареты составляет в 2017 – не менее 2123 р. за 1000 штук (42,46 рубля с пачки сигарет). В то же время средний уровень для стран европейского региона ВОЗ, включая страны, ранее входившие в состав бывшего Советского Союза, составляет не менее 119 долларов за 1000 сигарет (не менее 2,38 долларов США с пачки сигарет).

При этом Всемирная организация здравоохранения рекомендует увеличение акцизов на табачные изделия до 70% от розничной цены. В Российской Федерации в 2016 году этот показатель составлял всего лишь 41%.

Как показывают расчеты, повышение акциза на сигареты до среднего уровня среди стран европейского региона ВОЗ позволит дополнительно привлечь в бюджет до 800 млрд. рублей по сравнению со сборами 2016 г. и спасет от преждевременной смерти до 2 млн. граждан.

Кроме того, отходы от таких табачных изделий как сигареты являются наиболее распространенным видом отходов и наносят урон окружающей среде. В соответствии с принципом возмещения вреда окружающей среде целесообразно распространение ответственности за последствия использования курительных табачных изделий на их производителей.

Основными ценовыми и налоговыми мерами по сокращению спроса на табак являются:

поэтапное, непрерывное повышение ставок акцизов на табачные изделия и электронные системы доставки никотина до среднего уровня налогообложения среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения;

введение экологического налога на сигареты;

введение запрета на все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий.


 


Таможенный союз